Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Коробка передач ЗИЛ-130 служит для изменения крутящего момента, который образуется в сцеплении от мотора к трансмиссии. Изменения происходят в зависимости от условий движения. Поэтому устройство позволяет двигаться автомобилю задним ходом и обеспечивает возможность длительного разобщения трансмиссии от двигателя.
Коробка передач ЗИЛ-130 включает в себя всего 6 передач:
- 5 предназначены для движения в направлении вперед;
- 1 - для перемещения в заднем направлении.
При этом сама КПП снабжена 3-мя валами: первичный, вторичный, промежуточный. Включает 2 инерционных синхронизатора. Шестерни, расположенные на валах, могут группироваться в разных комбинациях, за счет чего образуются разные передаточные числа, каждое из которых соответствует определенной передаче.
Схема коробки передач ЗИЛ-130
Далее рассмотрим подробнее схему устройства КПП:
- При перемещении шестерни ведомого вала происходит включение 1-ой передачи.
- При помощи перемещения муфты синхронизатора в заднем направлении включается 2-ая передача.
- Далее если переместить этот же конструктивный элемент вперед, то стартует включение 3-ей передачи.
- Если же переместить муфту 2-го синхронизатора, то идет включение 4-ой передачи.
- При его перемещении ее же вперед идет запуск 5-ой передачи.
- Задний ход осуществляется за счет передвижения 1-ой передачи до пуска вместе с блоком шестерни для заднего хода.
Коробка передач ЗИЛ-130, как уже упоминалось выше, в большинстве случаев ступенчатая, так как изменение передаточного числа напрямую зависит от изменения величины крутящего момента. Поэтому в данном случае оно достигается путем увеличения или уменьшения передаточного отношения между зубчатыми передачами.
Бесступенчатые передачи в коробке ЗИЛ-130 представляют собой механизмы, действующие в беспрерывном режиме. Встречаются следующих видов:
- гидравлические, которые делятся на гидродинамические и гидрообъемные;
- механические: импульсные и фрикционные;
- электрические.
Наибольшую популярность при этом приобрел вариант гидродинамических преобразователей-гидротрансформаторов. Такие устройства устанавливаются вместе со ступенчатыми передачами или коробками планетарного типа. Это гидромеханические агрегаты.
Ступенчатые коробки передач ЗИЛ-130 обладают простотой в конструктивном плане и дешевизной в сравнении с бесступенчатыми. Но число передаточных чисел у них ограничено и составляет только 3-5.
Если требуется достижение повышенной проходимости и грузоподъемности автомобили снабжаются дополнительной КПП, за счет которой происходит увеличение числа передач. Так обеспечивается увеличение крутящего момента за счет большего передаточного числа шестерен, которые находятся в зацеплении. Для этой цели в большинство модификаций автомобилей ЗИЛ-130 включалось шасси. Так машины приобрели удлиненный формат и могли использоваться для большего количества целей.
Ступенчатые коробки передач обладают принудительным ручным управлением, в то время как бесступенчатые и планетарного типа имеют автоматическое и полуавтоматическое. В 5-ти ступенчатой КПП первичный ведущий вал соединен с коленчатым валом за счет сцепления. При том второй вал, который является ведомым, расположен с первичным на одной оси.
На одном из концов вторичного размещается роликовый подшипник . Он установлен в конце первичного вала, что дает возможность вторичному осуществлять вращение вне зависимости от первичного. Другой конец устанавливается в шариковый подшипник.
Шестерни насажены на промежуточный вал. Все за исключением 1-ой передачи изготавливаются отдельно и закрепляются на валу при помощи шпонок. Чтобы уменьшить шум во время работы и повысить долговечность, шестерни являются косозубыми.
В коробке передач ЗИЛ-130 шестерни имеют на вторичном валу постоянное зацепление. Причем благодаря фосфатированию необходимость использования в данной конструкции подшипников и втулок отсутствует.