Меню Закрыть
Это позволит получить более точный результат, сузив итоговый поиск
Результаты поиска совпадают с критерием в начале строки
Это позволит получить более точный результат, сузив итоговый поиск
Результаты поиска совпадают с критерием в начале строки
Это позволит получить более точный результат, сузив итоговый поиск
Результаты поиска совпадают с критерием в начале строки
Простой поиск
Расширенный поиск
Введите раздельно Каталожный № или Артикул и Наименование товара в разных полях.
Это позволит получить более точный результат, сузив итоговый список
8 (800) 600-52-02
Звонок по РФ бесплатный
с 8.00 до 20.00
Вход

Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов

Защита от автоматических сообщений

CAPTCHA

*обязательные поля

success
Поздравляем! Вы успешно зарегистрировались на сайте www.opex.ru и стали членом команды «ОРЕХ»
Теперь Вам доступны все преимущества и специальные возможности
Машина
Гараж
Быстрый и удобный заказ запчастей для вашей автотехники
В гараж
Каталог
Каталог
В нашем каталоге вы найдете множество запчастей для своего автомобиля
В каталог
Блог
Блог
Читайте актуальные статьи про технику и автозапчасти
в блог
На указанный Вами e-mail отправлен запрос на подтверждение регистрации и доступы для входа на сайт.
Балашиха магазин запчастей
БАЛАШИХА СТО
+7 (495) 025-42-22 +7 (915) 091-80-94
ЧЁРНАЯ ГРЯЗЬ СТО
+7 (499) 678-21-59 +7 (916) 701-14-35
Чёрная Грязь
+7 (499) 678-21-59 +7 (499) 678-33-61
Дзержинский
+7 (495) 740-47-46 +7 (495) 550-62-66
Дмитровский
+7 (495) 744-70-47 +7 (495) 484-41-27

Уважаемые клиенты! Обращаем Ваше внимание, что обновление цен на товары в наличии происходит каждый день.
Срок действия счёта на оплату – три дня. Время нахождения товара под счёт в резерве – три дня. Цены на товары категории «под заказ» уточняйте у менеджеров.

Поиск
Меню

Будь в курсе

Новости, обзоры и акции

Обзор ЗИЛ-131

26.12.2022

ЗИЛ-131 – это серийно выпускавшийся среднетоннажный грузовик повышенной проходимости, производившийся в СССР и России. Пришел на смену грузовику ЗИЛ-157. Производился на московском автомобильном заводе имени Лихачева. ЗИЛ-131 стал главным грузовиком армии СССР, а также основой семейства специальной военной техники. Является универсальной машиной.

Обзор ЗИЛ-131

История

Изначальной версией грузовика был ЗИЛ-132 1960-го года с более высокой проходимостью. Но в серию он не пошел. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 года, а в 1974 получил знак качества СССР. Первые опытные грузовики ЗИЛ-131 сошли с конвейера еще в 1956 году, но на доведение их до совершенства и постановки на серийное производство потребовалось целое десятилетие. Продолжением основной модели стал седельный тягач ЗИЛ-131В, имевший укороченную базу и сцепное устройство, предназначавшееся для транспортировки полуприцепов весом до 12 тонн.

По мере серийного производства машина постоянно совершенствовалась и дополнялась новыми элементами, но внешне оставалась практически неизменной. Как и говорилось ранее – уже в апреле 1974 года вся серия была удостоена государственным знаком качества СССР. ЗИЛ-131 был как военным грузовиком, так и шасси, на базе которого строились машины коммерческого и гражданского назначения.

Технические характеристики

При рассмотрении грузовика ЗИЛ-131 стоит перечислить его технические характеристики:

  • Снаряженная масса: без лебедки – 6 135 кг, с лебедкой – 6 400 кг.
  • Полная масса: без лебедки – 10 185 кг, с лебедкой – 11 925 кг.
  • Грузоподъемность по грунту: 3 500 кг.
  • Допустимая масса прицепа по дорогам: 6 500 кг.
  • Допустимая масса прицепа по грунту: 4 000 кг.
  • Дорожный просвет: задняя ось – 355 мм, передняя ось – 330 мм.
  • Передняя подвеска: рессорная.
  • Задняя подвеска: балансирная рессорная.
  • Расход топлива на 100км (при скорости 60км/ч) – 49.5 л.
  • Запас хода – 49.5 л.
  • Радиус разворота — 10,8 м.
  • Тормозной путь при скорости 50 км/ч — 29 м.

Модификации

ЗИЛ-131 имел совершенно универсальное шасси. Этот грузовик модифицировался совершенно под разные нужды. Он был и военной техникой, и пожарной машиной, и самосвалом, и тягачом, и даже специальной техникой коммунальных служб. На базе ЗИЛ-131 было выпущено 12 серийных пожарных машин. К слову, БМ-13НММ является последней модификацией легендарной РСЗО БМ-13 («Катюши»). БМ-13НММ на сегодняшний день находится в Казахстанском музее военной техники. Не менее интересными проектами являются автомобиль – мастерская МТО-АТ на шасси ЗИЛ-131 и автомобиль пограничников ГДР на том же шасси.

ЗИЛ-131 насчитывает множество  модификаций. Перечислим ключевые:

  • ЗИЛ-131В – седельный тягач с укороченной рамой и модернизированным двигателем ЗИЛ-375. Зачастую использовался зенитно-ракетными войсками непосредственно для транспортировки ракет. На шасси ЗИЛ-131 была построена даже реактивная система залпового огня БМ-13НММ.
  • ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – модификации, адаптированные для северных регионов.

Пожарные автомобили на базе ЗИЛ-131:

  • АЦ-40 (131), модель 137.
  • АЦ-40/3 (131С), модель 153.
  • АЦ-2,4-40 (131) 007-ИР.
  • АЦ-2,5-40 (131Н)-6ВР.
  • АЦ-3,0-40 (131)М9-АР-01.
  • АЦ-4-10 (131).
  • АР-2(131), модель 133.
  • АЛП-40 (131), модель 223.
  • АЛ-30 (131), модель ПМ-506.
  • ПНС-110 (131), модель 131.
  • АА-40 (131), модель 139.
  • АГВТ-100 (131), модель 141.

Конструктивные особенности

Двигатель

Базовый ЗИЛ-131 оснащался V-образным двигателем ЗИЛ-5081 с карбюраторной топливной системой.

Характеристики двигателя ЗИЛ-5081:

  • Рабочий объем – 5.97 л.
  • Максимальная мощность – 150 л. с.
  • Диаметр цилиндра – 100 мм.
  • Ход поршня – 95 мм.
  • Степень сжатия в камере сгорания – 6.5.
  • Наибольший крутящий момент – 410.2 Нм (при 1800-2000 об/мин).
  • Охлаждение – жидкостное.
  • Средний расход топлива – 30-35 л.

Кроме таких двигателей на ЗИЛ-131 и различные его версии устанавливались: ЯМЗ-236 – V–образный шестицилиндровый двигатель дизельного типа мощностью в 180 л. с и Д-245.20 – четырехцилиндровый двигатель мощностью на 122 л. с.

Характеристики двигателя ЯМЗ-236:

  • Рабочий объем – 11.15 л.
  • Максимальная мощность – 180 л. с.
  • Диаметр цилиндра – 130 мм.
  • Ход поршня – 140 мм.
  • Степень сжатия в камере сгорания – 17.5.
  • Наибольший крутящий момент – 1078 Нм (при 1100-1300 об/мин).
  • Охлаждение – жидкостное.
  • Средний расход топлива – 30-40 л.

Характеристики двигателя Д-245.20:

  • Рабочий объем – 4.75 л.
  • Максимальная мощность – 122 л. с.
  • Диаметр цилиндра – 110 мм.
  • Ход поршня – 125 мм.
  • Степень сжатия в камере сгорания – 17.1.
  • Наибольший крутящий момент – 422 Нм (при 1800-2000 об/мин).
  • Охлаждение – жидкостное.
  • Средний расход топлива – 18 л.

Список товаров:

Трансмиссия

Трансмиссия ЗИЛ-131 – пятиступенчатая механическая коробка переключения передач, в которой есть пара инерционных синхронизаторов, отвечающих за включение второй, третьей и четвертой передач.

КПП имела однодисковое сухое сцепление с пружинным гасителем крутильных колебаний. Кроме того, трансмиссия грузовика имеет двухступенчатую механическую раздаточную коробку. Крутящий момент передается на колеса четырьмя карданными валами с шарнирами на игольчатых подшипниках.

Список товаров:

Ходовая часть

Ходовая часть ЗИЛ-131 состоит из рамы, балок мостов, подвески и колес. Грузовик оснащался взаимозаменяемыми дисковыми колесами 228Г-508 с неразборным ободом. Эти колеса отлично приспособлены к постоянному воздействию механических факторов извне, имеют хорошую проходимость и достойный ресурс. Имеется запасное колесо с механическим подъемником, устанавливаемое между кабиной и платформой грузовика. ЗИЛ-131 ездит на специальных восьмислойных шинах с переменным давлением. Размер – 320-508. Протектор с грунтозацепами. Давление воздуха в шинах может регулироваться прямо из кабины водителя.

Рама ЗИЛ-131 выполнена из двух продольных балок (лонжеронов) и поперечин, которые изготавливаются штамповкой и соединяются между собой заклепками. В передней части рамы лонжероны несут на себе буфер и буксирные крюки, а к задней крепится буксирное устройство.

Подвеска и тормозная система

Амортизацию ЗИЛ-131 обеспечивают гидравлические, телескопические амортизаторы двустороннего действия. Такие амортизаторы гасят колебания в обе стороны, могут как сжиматься, так и растягиваться. Передняя подвеска на ЗИЛ-131 аналогична задней и представлена двумя продольными рессорами и двумя телескопическими амортизаторами. Такая компоновка позволяет грузовику сохранять баланс между высокой проходимостью, безопасностью и комфортом.

ЗИЛ-131 оснащен рабочей и стояночной тормозными системами. Тормозной механизм рабочей тормозной системы имеет аналогичное устройство с КАМАЗ-4310. Отличия заключаются в литых чугунных колодках, разжимном кулачке со специальным профилем, одной стяжной пружиной и люком для проверки зазоров в механизме, размещенном в тормозном барабане.

Список товаров:

Рабочая тормозная система имеет пневматический привод, включающий в себя компрессор с регулятором давления, воздушные баллоны, тормозной кран, шесть тормозных камер, разобщительный кран с соединительной головкой и шланги. Установленный компрессор по устройству такой же, как и у КАМАЗ-4310, отличие заключается в приводе и наличии разгрузочного устройства. Стояночная тормозная система имеет устройство, схожее с такой же системой на грузовике УРАЛ-4320. Тормозные системы ЗИЛа не стали прорывом в автомобилестроении, не обладают современными системами безопасности, но зато без особых проблем останавливают грузовик весом свыше десяти тонн.

Дизайн и эргономика

Внешне ЗИЛ-131 практически не выделяется среди своих сверстников – грузовиков, производившихся в 1966-2002 годах. Эстетически грузовик приятен, исполнен лаконично.

Про эргономику – все узлы ЗИЛа разработаны весьма грамотно и удобно. Как правило, от людей, чья работа или служба связана с этой машиной, поступают либо нейтральные, либо положительные отзывы.

Заключение

ЗИЛ-131 – уникальный грузовик. Эти слова могут казаться пустыми, но это одна из немногих машин производства 60-х годов, повсеместно используемая разными сферами в 2022 году. ЗИЛ производился в далеком 1966 году, но стоит на вооружении нескольких стран мира по сей день. ЗИЛом пользуются коммунальные службы, его используют в качестве тягача и самосвала.

За все время своего существования ЗИЛ целиком и полностью заслужил звание практичного и универсального грузовика, строившегося на совесть. ЗИЛ-131 – настоящая рабочая лошадка Советской Армии. ЗИЛ-131 смог совместить в себе конструктивную простоту, удобство в использовании и длительную эксплуатационную службу.




Другие статьи


Будь в курсе

Новости, обзоры и акции

Отзыв о компании
Перейти на страницу отзывов
Отправить заявку на запчасти
После обработки заявки, менеджер АО «ОРЕХ» свяжется с вами для уточнения деталей
Загрузите Excel-шаблон для заказаСкачать шаблон
Прикрепите заказ в Excel
Прикрепите ПТС
CAPTCHA

*обязательные поля

Loading.. Loading..