Loading.. Loading..
0
Избранное

Список избранного пуст

Избранное

Список избранного пуст

Товаров  0  На сумму 
Моя корзина (0) Отложенные товары (0)

Ваша корзина пуста. Выберите интересующие вас товары в каталоге

В настоящий момент у вас нет отложенных товаров

Моя корзина (0) Отложенные товары (0)

Ваша корзина пуста. Выберите интересующие вас товары в каталоге

В настоящий момент у вас нет отложенных товаров

Объем топливного бака ЗИЛ 130

Объем топливного бака ЗИЛ 130

Array
(
    [DATE_ACTIVE_FROM] => 08.09.2020 17:27:39
    [~DATE_ACTIVE_FROM] => 08.09.2020 17:27:39
    [ID] => 509227667
    [~ID] => 509227667
    [NAME] => Объем топливного бака ЗИЛ 130
    [~NAME] => Объем топливного бака ЗИЛ 130
    [IBLOCK_ID] => 33
    [~IBLOCK_ID] => 33
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [DETAIL_TEXT] =>  

ЗИЛ-130 – массовый автомобиль не только в длинной истории московского автозавода имени Лихачева, но также СССР и РФ. Даже если не учитывать выпуск этих авто другими предприятиями, ЗИЛ за 30 лет произвел более 3,36 миллионов грузовых автомобилей данной марки. Для сравнения КамАЗов с 1976 по 2020 годы, то есть за 46 лет выпущено 2,25 миллиона грузовиков.

Модель ЗИЛ-130 сходила с заводского конвейера этого московского предприятия с 1964 по 1994 годы, и не зря на протяжении 20 лет она была лучшим в стране среднетоннажным грузовиком, служа эталоном в этом классе автомобилей. И этому было много веских оснований. ЗИЛ-130 вкруговую можно отнести к когорте прогрессивных автомобилей, учитывая его высокую надежность, долговечность, неприхотливость и рентабельность в работе. И сегодня некоторые характеристики автомобиля ЗИЛ-130 впечатляют.

автомобиль ЗИЛ 130

Как все начиналось

Перед организацией массового производства этого авто первым грузовиком в классе называли ЗИЛ-164, представляющий собой глубокую модернизацию ранее выпускаемого ЗИЛ-150. Однако он уже не мог удовлетворять возросшие запросы народного хозяйства (небольшая грузоподъемность, малая скорость, слабый мотор и т. д.). Стране требовался совершенно другой, на принципиально новой основе, грузовой автомобиль.

Именно такой машиной стал с высокими ТТХ ЗИЛ-130. Он не был похож на предшествующие аналоги, а по уровню комфорта для водителя превосходил их на порядок. Основой рулевого управления стал гидроусилитель, что стало новинкой для советских грузовых машин.

Все передачи за исключением первой были синхронизированы, что позволяло без труда трогаться с места, используя вторую передачу. Первую же скорость водители применяли только при движении по глубокому бездорожью или, преодолевая крутые подъемы. 

Экстерьер автомобиля по тем временам выглядел очень прогрессивно, броско и эксклюзивно даже на международном уровне. Этому в немалой степени способствовала и фирменная расцветка – небесно-голубой цвет кабинной скорлупы и белый перед. Но встречались авто и с другим цветом, чаще хаки (темно-зеленый окрас).

Годом пуска конвейера по производству 130-го стал 1964-й. Без сомнения, новинка по ТТХ опередила все среднетоннажные грузовики с учетом даже европейских и американских грузовых машин этого класса.

На эти автомобили вначале устанавливали одноименные бензиновые 109 киловаттные моторы. Грузовик перевозил 5000 (затем 5500) кг груза по асфальту и 4000 кг – по грунтовым дорогам. До капремонта мотор проходил 136 тысяч км.

После модернизации в 1966 году двигатель стал мощнее – 110,4 кВт, а время до капитального ремонта приблизилось к 200 тысячам км. Показатель грузоподъемности – 5000 кг стал одинаковым независимо от покрытия дорог.

Через 10 лет машина подверглась второй модернизации. Он мог перевозить грузы массой 6000 кг, а «капиталка» мотора отодвинулась к 300 тысячам км. Произошли изменения в передней части – головной свет опустился и занял место подфарников. В 1976 году грузовик получил другой производственный индекс – 431410, но в народе так и продолжали называть по-старому.

Миллионный грузовик появился в один из дней 1974-го года, двухмиллионный – 1982-го. В седьмом десятилетии 20-го века эти грузовики стали выпускаться Уральским автомоторным и Читинским автосборочным заводом.

Основные узлы ЗИЛ-130

Некоторые показатели этого автомобиля до сих пор не потеряли актуальности и впечатляют даже при сравнении с современными автомобилями такого класса.

Особенности рамы и подвески

На этом авто применяли штампованно-клепаную раму. Ее частями являются два продольных лонжерона-швеллера, которые соединяются с помощью поперечин. Кормовая сцепка в виде буксирного крюка на защелке отличается надежностью. Спереди на бампере по краям расположены беззащелочные крюки для буксировки.

Передние и задние мосты с зависимой подвеской в виде продольных листовых рессор. Их передние части закреплены к лонжеронам съемными ушками и пальцами, задники являются скользящими. В переднюю подвеску также входят по два гидравлических, телескопических амортизатора двухсторонней работы.

Мотор

На грузовиках в качестве движка применялись бензиновые, 8-ми цилиндровые, 4-х тактные, верхнеклапанные, V-образные двигатели маркой, как у авто. Они обладали следующими характеристиками:

  • рабочим объемом – 6 л;
  • силой (3,2 тыс. об/мин) – 110 кВт;
  • диаметром цилиндров – 10 см;
  • поршневым ходом – 9,5 см;
  • показателем степени сжатия – 6,5;
  • наибольшим Мкр при 1900±100 об/мин – 42 кг×м;
  • объемом топлива на сто километров дороги: 29 л (при 1,0 км/мин), 32,2 (1,33 км/мин);
  • объемом бака ЗИЛ-130 – 170 л. 

Цилиндровый развал составляет прямой угол. Блок цилиндров из чугуна с легкосъемными вставными мокрыми гильзами. Сверху уплотнение – в виде кислотоупорной вставки, снизу – резиновых уплотняющих колец. Две цилиндровые головки – из алюминиевого сплава. Снабжены вставными седлами и клапанными направляющими. Дюралевые поршни имеют юбку, овальную по форме. Кольца на поршнях – 2 верхние из чугуна, покрытые хромом, 1 – для съема масла из хромированной стали. Пальцы для поршня – из высококачественной стали и являются пустотелыми и плавающими. 

Сечение шатунов в виде двутавра из стали со смазкой поршневых пальцев разбрызгиванием. У шатунных и коренных подшипников много общего – тонкостенность, взаимозаменяемость, сталеалюминиевые вкладыши. Коленвал из стали, полученный ковкой, на пяти опорах, имеет смазочные каналы. В шейках устроены грязеуловители. Маховик из чугуна обрамлен стальным зубчатым венцом, нужный при стартерном пуске. Распредвал также из стали и на пяти опорах.

Расположение впускных клапанов внутри ГБЦ – однорядное, непараллельное осям цилиндров. Получают импульс от единственного распредвала через толкатели, штанги с коромыслами. Клапана на выпуске являются пустотелыми с охлаждением. Поверхность посадочных седел защищены жаростойкими наплавками. С помощью специального механизма принудительно совершают повороты вокруг продольной оси. 

Все цилиндры снабжены общим дюралевым впускным газопроводом, имеющим водяную рубашку, чтобы подогревать топливную смесь. Он лежит в развале цилиндров. Материал выпускных – чугун. Они расположены по бокам мотора.

Крепится топливный бак объемом 170 л на ЗИЛ-130 к левому лонжерону непосредственно под кузовом. Используют принудительную подачу бензина посредством диафрагменной бензиновой помпы с функцией подпитки горючим руками.

Мотор имеет закрытую жидкостную охлаждающую систему и принудительную циркуляцию. Трехрядный радиатор охлаждения является трубчато-ленточным, змеевидным. Местом установки термостата служит выпускной патрубок системы охлаждения. Створчатой вертикальной завесой водителю легко управлять с сиденья в кабине.

Приводом центробежной водяной помпы и шести-лопастного вентилятора охлаждения служит ремень, вращаемый от шкива коленвала. Впускным и выпускным клапаном обеспечивается оптимальная и безопасная работа системы охлаждения на любых режимах.

Трансмиссия

Это авто снабжено механической 5-ти ступенчатой коробкой передач с двумя инерционными синхронизаторами. Они предназначены, чтобы включать вторую и третью, четвертую и пятую скорости. Конструкция главной передачи является двойной с двумя коническими колесами со спиральными зубьями и двумя цилиндрическими косозубыми, обеспечивающими передаточный эффект 6,32.

Тип сцепления – сухой, 1-но дисковый. Ведомый диск содержит демпфер (пружинные гасители), чтобы пресекать крутильные колебания. Две попарно трущиеся поверхности. Заднему мосту приданы функции ведущего, переднему – рулевого.

Карданные валы по типу открытые. Есть промежуточный люнет, закрепленный к поперечине. Основой трех карданных шарниров являются игольчатые подшипники с незаменимым запасом смазки. Внутри кормового мостового картера из стали расположена двойная главная передача с двумя коническими колесами со спиральными зубьями и двумя цилиндрическими косозубыми. Также там размещены 4 симметричных конических сателлита. Размеры шин стандартные 260×508.

Особенности тормозов

Основные тормоза относятся к колодочным, барабанным. Воздушное торможение привода распространяется по всем колесам. Ручной тормоз механического действия по принципу также барабанный. Он стопорит элементы трансмиссии. Подкачку рабочего давления в тормозах осуществляет двухцилиндровый воздушный компрессор. Он охлаждается посредством циркуляции жидкости.

Поршни в воздушном компрессоре сделаны из алюминиевого сплава. У поршневых пальцев – плавающий тип. Компрессор начинает действовать от ремня, надетого на шкив водяной помпы. Агрегат смазывается как путем подачи масла под давлением, так и разбрызгиванием от системы смазки силовой установки.

Технические характеристики

Эта грузовая машина наделена следующими основными массово-габаритными показателями:

  • длиной × шириной × высотой автомобиля ЗИЛ (Д×Ш×В) – 6,675×2,5×2,4 м;
  • колесным расстоянием – 380 см;
  • клиренсом – 27,5 см;
  • передней колеей – 180 см;
  • задней колеей – 179 см;
  • масса автомобиля ЗИЛ-130 – 4,4 тонны;
  • грузоподъемность – 6 т;
  • полная нагрузка на «передок» — 2,51 т;
  • полная нагрузка на «задок» – 7,89 т;
  • преодолеваемый подъем – 38о
  • разворотная величина радиуса – 8,9 м.

Топливоподача на двигателе ЗИЛ-130

Двигатель имеет принудительную систему топливоподачи с помощью диафрагменного насоса с функцией предподкачки горючего. Мотор заправляется автомобильным бензином А-76. Заправка бензина с другим октановым числом чревата детонацией, нагарообразованием, увеличенным расходом горючего, прогоранием прокладок, проблемами с головками блоков др.

Разборкой бензиновой помпы заниматься лишний раз не стоит, чтобы не вызвать течь в разъемах крышки, головки и корпуса. Если он разобран, то снимают сетку и моют в чистом бензине.

Заменяя диафрагму, нужно быть осторожным при завертывании гайки толкателя для предотвращения повреждения резиноподобной диафрагмы из листового материала. Собирая ее, нельзя допускать, чтобы на тарелках и диафрагмах в местах контакта были всевозможные мелкие загрязнения. Из-за этого она скорее изнашивается.

Соединяя головку топливной помпы с основой, соединительный крепеж затягивается, когда диафрагма находится внизу.

Местом установки фильтрующего устройства тонкой очистки бензина с керамическим фильтрующим материалом и удаляемым пластиковым отстойным сосудом, является точка до карбюратора. Его надо регулярно промывать ацетоном, а фильтр-элемент подвергать продувке сжатым воздухом, подавая ее с внутренней стороны. Для этого заранее отворачивают гайку и снимают отстойную емкость. Запрещается пуск мотора, если отсутствует фильтр или фильтр-элемент. Он меняется после каждых 22±3 тысячи км хода.

Местом монтажа емкости под бензин является левосторонний лонжерон под кузовом. Для закрытия заправочного отверстия используют откидываемую, герметично закрываемую заглушку с клапанами, один впускной, другой выпускной. Они следят за величиной давления в емкости, не допускают испарения и расплескивания горючего. Нужно регулярно контролировать и закреплять крепеж емкости под топливо. 

Размеры топливного бака ЗИЛ-130 оптимизированы настолько, что он выглядит довольно компактным. Невольно задаешься вопросом: сколько литров в баке ЗИЛ-130? Неужели 170 литров?!

Отстойный фильтр крепится к переднему кронштейну емкости для топлива. Чтобы его помыть, следует демонтировать основание с расположенным в нем фильтрующим элементом, предварительно открутив болтовое соединение для удержания крышки устройства. Процесс разборки не должен стать причиной повреждения прокладки, установленной в разъеме корпуса и крышки. 

Прежде, чем удалить грязевые отложения в отстойнике, отвинчивают топливопровод. После отворачивается пробка и опорожняется отстойник и промывается чистым бензином. Подсоединяется трубка топливопровода, ставится прокладка и заворачивается пробка.

Двигатель оснащается вертикальным двухкамерным карбюратором К-88АМ. Он имеет сбалансированную поплавковую камеру. Каждая из них с двумя диффузорами. Нужная смесь получается за счет пневматического торможения горючего и при этом еще принимает участие экономайзер (точнее его клапан).

У каждой карбюраторной камеры есть своя система холостых оборотов, и питается из основной бензиновой магистрали. Чтобы обогатить смесь при быстром открытие дроссельной заслонки прибор получает дополнительное ускорение.

Чтобы облегчить пуск мотора на холодную, карбюратор снабжен воздушной заслонкой с автоматическим клапаном, а также воздушную и дроссельную заслонку, связанных между собой кинематически. Камеры обслуживают общая поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка.

Чтобы отладить холостой ход, прогревают мотор с исправной системой зажигания. Здесь также участвует упорный винт для ограничения закрытия дроссельной заслонки, которых две, и два винта, изменяющие содержание микста. При этом исправные свечи и нужный зазор электродов обязателен.

Поскольку в карбюраторе две камеры, смесь регулируют в них с помощью своего винта независимо друг от друга. Если винты заворачивать, микст будет обедняться, если отворачивать – обогащаться.

До регулировки положение винтов – завернутое до конца, но без усилия. Далее их отворачивают тремя оборотами. Затем заводят мотор, и упорным винтом открывается дроссельная заслонка, добиваясь устойчивого функционирования мотора. Обедняется смесь ввертыванием необходимого винта во время проб на ½ оборота до появления явных перебоев в функционировании мотора. После этого микст обогащается выворачиванием винта на ½ оборота. Микст камер настраивается поочередно.

После регулировки состава микста, можно попробовать сократить обороты ХХ. В конце измеряют концентрацию СО в выхлопных газах.

При правильной регулировке карбюратора наблюдается устойчивая работа мотора на холостых оборотах. Максимальные обороты двигателя сдерживаются пневмоцентробежным ограничителем, срабатывающим, когда частота оборотов достигает 3,1-3,3 тыс. об/мин.

Карбюраторные детали промываются в чистом бензине и продуваются сжатым воздухом. При промывке ацетоном из него должно быть резиновые и резиноподобные детали, то есть они должны быть заранее удалены.

При разборке карбюратора, когда снимается верхний корпус, отворачивают пустотелый винт. Здесь надо иметь в виду, что нагнетательный игольчатый клапан без крепления, и возможно его выпадение.

Чистку жиклеров, форсунок, каналов и отверстий нельзя выполнять проволокой или другими твердыми предметами. Также запрещено продувать сжатым воздухом собранный карбюратор через топливоподводящие отверстия и балансировочную трубку. Это может повредить поплавок.

Кроме унифицированного карбюратора К-88АМ, на автомобиле пользовались агрегатом К-90. Он снижал токсичность выхлопа и уменьшал расход бензина. Основное его отличие – экономайзер для управления холостым ходом, автоматически управляемый электроникой.

Тип воздушного фильтра является масляно-инерционным. У него двухступенчатая очистка воздушного потока и специальные патрубки, чтобы отбирать воздух для компрессора.

На основе карты смазки он подвергается чистке и заправляется маслом. Его при этом разбирают с откручиванием винта и гайки-барашка. Все части промываются в бензине или керосине. Очищенный фильтр-элемент смазывается моторным маслом, однако до установки излишки смазки удаляют.

Стенки масляной емкости помечены горизонтальными отметками (выштамповками или соответствующей надписью), показывающие уровень заливки масла. При превышении этого уровня избыток уносится воздухом в мотор, а это вредно.

Нельзя включать мотор, если не установлен фильтр или в нем нет масла. Это сокращает его эксплуатационный ресурс. Также продлению срока службы мотора способствует регулярная его очистка и заправка маслом.

Воздух на фильтр поступает по воздушному каналу, проходящему по капоту, и соединенный с фильтром с помощью гофрированного патрубка. 

[~DETAIL_TEXT] =>

ЗИЛ-130 – массовый автомобиль не только в длинной истории московского автозавода имени Лихачева, но также СССР и РФ. Даже если не учитывать выпуск этих авто другими предприятиями, ЗИЛ за 30 лет произвел более 3,36 миллионов грузовых автомобилей данной марки. Для сравнения КамАЗов с 1976 по 2020 годы, то есть за 46 лет выпущено 2,25 миллиона грузовиков.

Модель ЗИЛ-130 сходила с заводского конвейера этого московского предприятия с 1964 по 1994 годы, и не зря на протяжении 20 лет она была лучшим в стране среднетоннажным грузовиком, служа эталоном в этом классе автомобилей. И этому было много веских оснований. ЗИЛ-130 вкруговую можно отнести к когорте прогрессивных автомобилей, учитывая его высокую надежность, долговечность, неприхотливость и рентабельность в работе. И сегодня некоторые характеристики автомобиля ЗИЛ-130 впечатляют.

автомобиль ЗИЛ 130

Как все начиналось

Перед организацией массового производства этого авто первым грузовиком в классе называли ЗИЛ-164, представляющий собой глубокую модернизацию ранее выпускаемого ЗИЛ-150. Однако он уже не мог удовлетворять возросшие запросы народного хозяйства (небольшая грузоподъемность, малая скорость, слабый мотор и т. д.). Стране требовался совершенно другой, на принципиально новой основе, грузовой автомобиль.

Именно такой машиной стал с высокими ТТХ ЗИЛ-130. Он не был похож на предшествующие аналоги, а по уровню комфорта для водителя превосходил их на порядок. Основой рулевого управления стал гидроусилитель, что стало новинкой для советских грузовых машин.

Все передачи за исключением первой были синхронизированы, что позволяло без труда трогаться с места, используя вторую передачу. Первую же скорость водители применяли только при движении по глубокому бездорожью или, преодолевая крутые подъемы. 

Экстерьер автомобиля по тем временам выглядел очень прогрессивно, броско и эксклюзивно даже на международном уровне. Этому в немалой степени способствовала и фирменная расцветка – небесно-голубой цвет кабинной скорлупы и белый перед. Но встречались авто и с другим цветом, чаще хаки (темно-зеленый окрас).

Годом пуска конвейера по производству 130-го стал 1964-й. Без сомнения, новинка по ТТХ опередила все среднетоннажные грузовики с учетом даже европейских и американских грузовых машин этого класса.

На эти автомобили вначале устанавливали одноименные бензиновые 109 киловаттные моторы. Грузовик перевозил 5000 (затем 5500) кг груза по асфальту и 4000 кг – по грунтовым дорогам. До капремонта мотор проходил 136 тысяч км.

После модернизации в 1966 году двигатель стал мощнее – 110,4 кВт, а время до капитального ремонта приблизилось к 200 тысячам км. Показатель грузоподъемности – 5000 кг стал одинаковым независимо от покрытия дорог.

Через 10 лет машина подверглась второй модернизации. Он мог перевозить грузы массой 6000 кг, а «капиталка» мотора отодвинулась к 300 тысячам км. Произошли изменения в передней части – головной свет опустился и занял место подфарников. В 1976 году грузовик получил другой производственный индекс – 431410, но в народе так и продолжали называть по-старому.

Миллионный грузовик появился в один из дней 1974-го года, двухмиллионный – 1982-го. В седьмом десятилетии 20-го века эти грузовики стали выпускаться Уральским автомоторным и Читинским автосборочным заводом.

Основные узлы ЗИЛ-130

Некоторые показатели этого автомобиля до сих пор не потеряли актуальности и впечатляют даже при сравнении с современными автомобилями такого класса.

Особенности рамы и подвески

На этом авто применяли штампованно-клепаную раму. Ее частями являются два продольных лонжерона-швеллера, которые соединяются с помощью поперечин. Кормовая сцепка в виде буксирного крюка на защелке отличается надежностью. Спереди на бампере по краям расположены беззащелочные крюки для буксировки.

Передние и задние мосты с зависимой подвеской в виде продольных листовых рессор. Их передние части закреплены к лонжеронам съемными ушками и пальцами, задники являются скользящими. В переднюю подвеску также входят по два гидравлических, телескопических амортизатора двухсторонней работы.

Мотор

На грузовиках в качестве движка применялись бензиновые, 8-ми цилиндровые, 4-х тактные, верхнеклапанные, V-образные двигатели маркой, как у авто. Они обладали следующими характеристиками:

  • рабочим объемом – 6 л;
  • силой (3,2 тыс. об/мин) – 110 кВт;
  • диаметром цилиндров – 10 см;
  • поршневым ходом – 9,5 см;
  • показателем степени сжатия – 6,5;
  • наибольшим Мкр при 1900±100 об/мин – 42 кг×м;
  • объемом топлива на сто километров дороги: 29 л (при 1,0 км/мин), 32,2 (1,33 км/мин);
  • объемом бака ЗИЛ-130 – 170 л. 

Цилиндровый развал составляет прямой угол. Блок цилиндров из чугуна с легкосъемными вставными мокрыми гильзами. Сверху уплотнение – в виде кислотоупорной вставки, снизу – резиновых уплотняющих колец. Две цилиндровые головки – из алюминиевого сплава. Снабжены вставными седлами и клапанными направляющими. Дюралевые поршни имеют юбку, овальную по форме. Кольца на поршнях – 2 верхние из чугуна, покрытые хромом, 1 – для съема масла из хромированной стали. Пальцы для поршня – из высококачественной стали и являются пустотелыми и плавающими. 

Сечение шатунов в виде двутавра из стали со смазкой поршневых пальцев разбрызгиванием. У шатунных и коренных подшипников много общего – тонкостенность, взаимозаменяемость, сталеалюминиевые вкладыши. Коленвал из стали, полученный ковкой, на пяти опорах, имеет смазочные каналы. В шейках устроены грязеуловители. Маховик из чугуна обрамлен стальным зубчатым венцом, нужный при стартерном пуске. Распредвал также из стали и на пяти опорах.

Расположение впускных клапанов внутри ГБЦ – однорядное, непараллельное осям цилиндров. Получают импульс от единственного распредвала через толкатели, штанги с коромыслами. Клапана на выпуске являются пустотелыми с охлаждением. Поверхность посадочных седел защищены жаростойкими наплавками. С помощью специального механизма принудительно совершают повороты вокруг продольной оси. 

Все цилиндры снабжены общим дюралевым впускным газопроводом, имеющим водяную рубашку, чтобы подогревать топливную смесь. Он лежит в развале цилиндров. Материал выпускных – чугун. Они расположены по бокам мотора.

Крепится топливный бак объемом 170 л на ЗИЛ-130 к левому лонжерону непосредственно под кузовом. Используют принудительную подачу бензина посредством диафрагменной бензиновой помпы с функцией подпитки горючим руками.

Мотор имеет закрытую жидкостную охлаждающую систему и принудительную циркуляцию. Трехрядный радиатор охлаждения является трубчато-ленточным, змеевидным. Местом установки термостата служит выпускной патрубок системы охлаждения. Створчатой вертикальной завесой водителю легко управлять с сиденья в кабине.

Приводом центробежной водяной помпы и шести-лопастного вентилятора охлаждения служит ремень, вращаемый от шкива коленвала. Впускным и выпускным клапаном обеспечивается оптимальная и безопасная работа системы охлаждения на любых режимах.

Трансмиссия

Это авто снабжено механической 5-ти ступенчатой коробкой передач с двумя инерционными синхронизаторами. Они предназначены, чтобы включать вторую и третью, четвертую и пятую скорости. Конструкция главной передачи является двойной с двумя коническими колесами со спиральными зубьями и двумя цилиндрическими косозубыми, обеспечивающими передаточный эффект 6,32.

Тип сцепления – сухой, 1-но дисковый. Ведомый диск содержит демпфер (пружинные гасители), чтобы пресекать крутильные колебания. Две попарно трущиеся поверхности. Заднему мосту приданы функции ведущего, переднему – рулевого.

Карданные валы по типу открытые. Есть промежуточный люнет, закрепленный к поперечине. Основой трех карданных шарниров являются игольчатые подшипники с незаменимым запасом смазки. Внутри кормового мостового картера из стали расположена двойная главная передача с двумя коническими колесами со спиральными зубьями и двумя цилиндрическими косозубыми. Также там размещены 4 симметричных конических сателлита. Размеры шин стандартные 260×508.

Особенности тормозов

Основные тормоза относятся к колодочным, барабанным. Воздушное торможение привода распространяется по всем колесам. Ручной тормоз механического действия по принципу также барабанный. Он стопорит элементы трансмиссии. Подкачку рабочего давления в тормозах осуществляет двухцилиндровый воздушный компрессор. Он охлаждается посредством циркуляции жидкости.

Поршни в воздушном компрессоре сделаны из алюминиевого сплава. У поршневых пальцев – плавающий тип. Компрессор начинает действовать от ремня, надетого на шкив водяной помпы. Агрегат смазывается как путем подачи масла под давлением, так и разбрызгиванием от системы смазки силовой установки.

Технические характеристики

Эта грузовая машина наделена следующими основными массово-габаритными показателями:

  • длиной × шириной × высотой автомобиля ЗИЛ (Д×Ш×В) – 6,675×2,5×2,4 м;
  • колесным расстоянием – 380 см;
  • клиренсом – 27,5 см;
  • передней колеей – 180 см;
  • задней колеей – 179 см;
  • масса автомобиля ЗИЛ-130 – 4,4 тонны;
  • грузоподъемность – 6 т;
  • полная нагрузка на «передок» — 2,51 т;
  • полная нагрузка на «задок» – 7,89 т;
  • преодолеваемый подъем – 38о
  • разворотная величина радиуса – 8,9 м.

Топливоподача на двигателе ЗИЛ-130

Двигатель имеет принудительную систему топливоподачи с помощью диафрагменного насоса с функцией предподкачки горючего. Мотор заправляется автомобильным бензином А-76. Заправка бензина с другим октановым числом чревата детонацией, нагарообразованием, увеличенным расходом горючего, прогоранием прокладок, проблемами с головками блоков др.

Разборкой бензиновой помпы заниматься лишний раз не стоит, чтобы не вызвать течь в разъемах крышки, головки и корпуса. Если он разобран, то снимают сетку и моют в чистом бензине.

Заменяя диафрагму, нужно быть осторожным при завертывании гайки толкателя для предотвращения повреждения резиноподобной диафрагмы из листового материала. Собирая ее, нельзя допускать, чтобы на тарелках и диафрагмах в местах контакта были всевозможные мелкие загрязнения. Из-за этого она скорее изнашивается.

Соединяя головку топливной помпы с основой, соединительный крепеж затягивается, когда диафрагма находится внизу.

Местом установки фильтрующего устройства тонкой очистки бензина с керамическим фильтрующим материалом и удаляемым пластиковым отстойным сосудом, является точка до карбюратора. Его надо регулярно промывать ацетоном, а фильтр-элемент подвергать продувке сжатым воздухом, подавая ее с внутренней стороны. Для этого заранее отворачивают гайку и снимают отстойную емкость. Запрещается пуск мотора, если отсутствует фильтр или фильтр-элемент. Он меняется после каждых 22±3 тысячи км хода.

Местом монтажа емкости под бензин является левосторонний лонжерон под кузовом. Для закрытия заправочного отверстия используют откидываемую, герметично закрываемую заглушку с клапанами, один впускной, другой выпускной. Они следят за величиной давления в емкости, не допускают испарения и расплескивания горючего. Нужно регулярно контролировать и закреплять крепеж емкости под топливо. 

Размеры топливного бака ЗИЛ-130 оптимизированы настолько, что он выглядит довольно компактным. Невольно задаешься вопросом: сколько литров в баке ЗИЛ-130? Неужели 170 литров?!

Отстойный фильтр крепится к переднему кронштейну емкости для топлива. Чтобы его помыть, следует демонтировать основание с расположенным в нем фильтрующим элементом, предварительно открутив болтовое соединение для удержания крышки устройства. Процесс разборки не должен стать причиной повреждения прокладки, установленной в разъеме корпуса и крышки. 

Прежде, чем удалить грязевые отложения в отстойнике, отвинчивают топливопровод. После отворачивается пробка и опорожняется отстойник и промывается чистым бензином. Подсоединяется трубка топливопровода, ставится прокладка и заворачивается пробка.

Двигатель оснащается вертикальным двухкамерным карбюратором К-88АМ. Он имеет сбалансированную поплавковую камеру. Каждая из них с двумя диффузорами. Нужная смесь получается за счет пневматического торможения горючего и при этом еще принимает участие экономайзер (точнее его клапан).

У каждой карбюраторной камеры есть своя система холостых оборотов, и питается из основной бензиновой магистрали. Чтобы обогатить смесь при быстром открытие дроссельной заслонки прибор получает дополнительное ускорение.

Чтобы облегчить пуск мотора на холодную, карбюратор снабжен воздушной заслонкой с автоматическим клапаном, а также воздушную и дроссельную заслонку, связанных между собой кинематически. Камеры обслуживают общая поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка.

Чтобы отладить холостой ход, прогревают мотор с исправной системой зажигания. Здесь также участвует упорный винт для ограничения закрытия дроссельной заслонки, которых две, и два винта, изменяющие содержание микста. При этом исправные свечи и нужный зазор электродов обязателен.

Поскольку в карбюраторе две камеры, смесь регулируют в них с помощью своего винта независимо друг от друга. Если винты заворачивать, микст будет обедняться, если отворачивать – обогащаться.

До регулировки положение винтов – завернутое до конца, но без усилия. Далее их отворачивают тремя оборотами. Затем заводят мотор, и упорным винтом открывается дроссельная заслонка, добиваясь устойчивого функционирования мотора. Обедняется смесь ввертыванием необходимого винта во время проб на ½ оборота до появления явных перебоев в функционировании мотора. После этого микст обогащается выворачиванием винта на ½ оборота. Микст камер настраивается поочередно.

После регулировки состава микста, можно попробовать сократить обороты ХХ. В конце измеряют концентрацию СО в выхлопных газах.

При правильной регулировке карбюратора наблюдается устойчивая работа мотора на холостых оборотах. Максимальные обороты двигателя сдерживаются пневмоцентробежным ограничителем, срабатывающим, когда частота оборотов достигает 3,1-3,3 тыс. об/мин.

Карбюраторные детали промываются в чистом бензине и продуваются сжатым воздухом. При промывке ацетоном из него должно быть резиновые и резиноподобные детали, то есть они должны быть заранее удалены.

При разборке карбюратора, когда снимается верхний корпус, отворачивают пустотелый винт. Здесь надо иметь в виду, что нагнетательный игольчатый клапан без крепления, и возможно его выпадение.

Чистку жиклеров, форсунок, каналов и отверстий нельзя выполнять проволокой или другими твердыми предметами. Также запрещено продувать сжатым воздухом собранный карбюратор через топливоподводящие отверстия и балансировочную трубку. Это может повредить поплавок.

Кроме унифицированного карбюратора К-88АМ, на автомобиле пользовались агрегатом К-90. Он снижал токсичность выхлопа и уменьшал расход бензина. Основное его отличие – экономайзер для управления холостым ходом, автоматически управляемый электроникой.

Тип воздушного фильтра является масляно-инерционным. У него двухступенчатая очистка воздушного потока и специальные патрубки, чтобы отбирать воздух для компрессора.

На основе карты смазки он подвергается чистке и заправляется маслом. Его при этом разбирают с откручиванием винта и гайки-барашка. Все части промываются в бензине или керосине. Очищенный фильтр-элемент смазывается моторным маслом, однако до установки излишки смазки удаляют.

Стенки масляной емкости помечены горизонтальными отметками (выштамповками или соответствующей надписью), показывающие уровень заливки масла. При превышении этого уровня избыток уносится воздухом в мотор, а это вредно.

Нельзя включать мотор, если не установлен фильтр или в нем нет масла. Это сокращает его эксплуатационный ресурс. Также продлению срока службы мотора способствует регулярная его очистка и заправка маслом.

Воздух на фильтр поступает по воздушному каналу, проходящему по капоту, и соединенный с фильтром с помощью гофрированного патрубка. 

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] =>

ЗИЛ-130 – массовый автомобиль не только в длинной истории московского автозавода имени Лихачева, но также СССР и РФ. Даже если не учитывать выпуск этих авто другими предприятиями, ЗИЛ за 30 лет произвел более 3,36 миллионов грузовых автомобилей данной марки. Для сравнения КамАЗов с 1976 по 2020 годы, то есть за 46 лет выпущено 2,25 миллиона грузовиков.

[~PREVIEW_TEXT] =>

ЗИЛ-130 – массовый автомобиль не только в длинной истории московского автозавода имени Лихачева, но также СССР и РФ. Даже если не учитывать выпуск этих авто другими предприятиями, ЗИЛ за 30 лет произвел более 3,36 миллионов грузовых автомобилей данной марки. Для сравнения КамАЗов с 1976 по 2020 годы, то есть за 46 лет выпущено 2,25 миллиона грузовиков.

[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 13.09.2020 18:19:01 [~TIMESTAMP_X] => 13.09.2020 18:19:01 [ACTIVE_FROM] => 08.09.2020 17:27:39 [~ACTIVE_FROM] => 08.09.2020 17:27:39 [LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => /press/articles/obem-toplivnogo-baka-zil-130/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /press/articles/obem-toplivnogo-baka-zil-130/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => obem-toplivnogo-baka-zil-130 [~CODE] => obem-toplivnogo-baka-zil-130 [EXTERNAL_ID] => 509227667 [~EXTERNAL_ID] => 509227667 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => articles [~IBLOCK_CODE] => articles [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 08.09.2020 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [SECTION_META_KEYWORDS] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [SECTION_META_DESCRIPTION] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [SECTION_PAGE_TITLE] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [ELEMENT_META_TITLE] => Объем бака ЗИЛ 130 | ттх ЗИЛ 130 | Opex.ru [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Объем топливного бака ЗИЛ 130, емкость бака ЗИЛ 130 - консультации специалистов по ремонту и выбору запчастей. Широкий ассортимент запчастей для грузовых автомобилей любых марок, тракторной и спецтехники. Осуществляем доставку по Москве, области и в регионы. [ELEMENT_META_KEYWORDS] => объем бака зил 130, ттх зил 130, сколько литров бак зил 13, топливный бак зил 130 размеры ) [FIELDS] => Array ( [DATE_ACTIVE_FROM] => 08.09.2020 17:27:39 ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 33 [~ID] => 33 [TIMESTAMP_X] => 05.03.2019 16:17:37 [~TIMESTAMP_X] => 05.03.2019 16:17:37 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => articles [~CODE] => articles [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [~LIST_PAGE_URL] => /press/articles/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#press/articles/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#press/articles/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => [~SECTION_PAGE_URL] => [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => N [~RSS_ACTIVE] => N [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 10 [~RSS_FILE_LIMIT] => 10 [RSS_FILE_DAYS] => 7 [~RSS_FILE_DAYS] => 7 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 2 [~VERSION] => 2 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.opex.ru [~SERVER_NAME] => www.opex.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [ELEMENT_CHAIN] => Объем топливного бака ЗИЛ 130 [BROWSER_TITLE] => Объем бака ЗИЛ 130 | ттх ЗИЛ 130 | Opex.ru [KEYWORDS] => объем бака зил 130, ттх зил 130, сколько литров бак зил 13, топливный бак зил 130 размеры [DESCRIPTION] => Объем топливного бака ЗИЛ 130, емкость бака ЗИЛ 130 - консультации специалистов по ремонту и выбору запчастей. Широкий ассортимент запчастей для грузовых автомобилей любых марок, тракторной и спецтехники. Осуществляем доставку по Москве, области и в регионы. ) [IMAGES] => Array ( ) [FILES] => Array ( ) [VIDEO] => Array ( ) [LINKS] => Array ( ) [BUTTON] => Array ( [SHOW_BUTTON] => [BUTTON_ACTION] => [BUTTON_LINK] => [BUTTON_TARGET] => [BUTTON_JS_CLASS] => [BUTTON_TITLE] => ) )

ЗИЛ-130 – массовый автомобиль не только в длинной истории московского автозавода имени Лихачева, но также СССР и РФ. Даже если не учитывать выпуск этих авто другими предприятиями, ЗИЛ за 30 лет произвел более 3,36 миллионов грузовых автомобилей данной марки. Для сравнения КамАЗов с 1976 по 2020 годы, то есть за 46 лет выпущено 2,25 миллиона грузовиков.

Модель ЗИЛ-130 сходила с заводского конвейера этого московского предприятия с 1964 по 1994 годы, и не зря на протяжении 20 лет она была лучшим в стране среднетоннажным грузовиком, служа эталоном в этом классе автомобилей. И этому было много веских оснований. ЗИЛ-130 вкруговую можно отнести к когорте прогрессивных автомобилей, учитывая его высокую надежность, долговечность, неприхотливость и рентабельность в работе. И сегодня некоторые характеристики автомобиля ЗИЛ-130 впечатляют.

автомобиль ЗИЛ 130

Как все начиналось

Перед организацией массового производства этого авто первым грузовиком в классе называли ЗИЛ-164, представляющий собой глубокую модернизацию ранее выпускаемого ЗИЛ-150. Однако он уже не мог удовлетворять возросшие запросы народного хозяйства (небольшая грузоподъемность, малая скорость, слабый мотор и т. д.). Стране требовался совершенно другой, на принципиально новой основе, грузовой автомобиль.

Именно такой машиной стал с высокими ТТХ ЗИЛ-130. Он не был похож на предшествующие аналоги, а по уровню комфорта для водителя превосходил их на порядок. Основой рулевого управления стал гидроусилитель, что стало новинкой для советских грузовых машин.

Все передачи за исключением первой были синхронизированы, что позволяло без труда трогаться с места, используя вторую передачу. Первую же скорость водители применяли только при движении по глубокому бездорожью или, преодолевая крутые подъемы. 

Экстерьер автомобиля по тем временам выглядел очень прогрессивно, броско и эксклюзивно даже на международном уровне. Этому в немалой степени способствовала и фирменная расцветка – небесно-голубой цвет кабинной скорлупы и белый перед. Но встречались авто и с другим цветом, чаще хаки (темно-зеленый окрас).

Годом пуска конвейера по производству 130-го стал 1964-й. Без сомнения, новинка по ТТХ опередила все среднетоннажные грузовики с учетом даже европейских и американских грузовых машин этого класса.

На эти автомобили вначале устанавливали одноименные бензиновые 109 киловаттные моторы. Грузовик перевозил 5000 (затем 5500) кг груза по асфальту и 4000 кг – по грунтовым дорогам. До капремонта мотор проходил 136 тысяч км.

После модернизации в 1966 году двигатель стал мощнее – 110,4 кВт, а время до капитального ремонта приблизилось к 200 тысячам км. Показатель грузоподъемности – 5000 кг стал одинаковым независимо от покрытия дорог.

Через 10 лет машина подверглась второй модернизации. Он мог перевозить грузы массой 6000 кг, а «капиталка» мотора отодвинулась к 300 тысячам км. Произошли изменения в передней части – головной свет опустился и занял место подфарников. В 1976 году грузовик получил другой производственный индекс – 431410, но в народе так и продолжали называть по-старому.

Миллионный грузовик появился в один из дней 1974-го года, двухмиллионный – 1982-го. В седьмом десятилетии 20-го века эти грузовики стали выпускаться Уральским автомоторным и Читинским автосборочным заводом.

Основные узлы ЗИЛ-130

Некоторые показатели этого автомобиля до сих пор не потеряли актуальности и впечатляют даже при сравнении с современными автомобилями такого класса.

Особенности рамы и подвески

На этом авто применяли штампованно-клепаную раму. Ее частями являются два продольных лонжерона-швеллера, которые соединяются с помощью поперечин. Кормовая сцепка в виде буксирного крюка на защелке отличается надежностью. Спереди на бампере по краям расположены беззащелочные крюки для буксировки.

Передние и задние мосты с зависимой подвеской в виде продольных листовых рессор. Их передние части закреплены к лонжеронам съемными ушками и пальцами, задники являются скользящими. В переднюю подвеску также входят по два гидравлических, телескопических амортизатора двухсторонней работы.

Мотор

На грузовиках в качестве движка применялись бензиновые, 8-ми цилиндровые, 4-х тактные, верхнеклапанные, V-образные двигатели маркой, как у авто. Они обладали следующими характеристиками:

  • рабочим объемом – 6 л;
  • силой (3,2 тыс. об/мин) – 110 кВт;
  • диаметром цилиндров – 10 см;
  • поршневым ходом – 9,5 см;
  • показателем степени сжатия – 6,5;
  • наибольшим Мкр при 1900±100 об/мин – 42 кг×м;
  • объемом топлива на сто километров дороги: 29 л (при 1,0 км/мин), 32,2 (1,33 км/мин);
  • объемом бака ЗИЛ-130 – 170 л. 

Цилиндровый развал составляет прямой угол. Блок цилиндров из чугуна с легкосъемными вставными мокрыми гильзами. Сверху уплотнение – в виде кислотоупорной вставки, снизу – резиновых уплотняющих колец. Две цилиндровые головки – из алюминиевого сплава. Снабжены вставными седлами и клапанными направляющими. Дюралевые поршни имеют юбку, овальную по форме. Кольца на поршнях – 2 верхние из чугуна, покрытые хромом, 1 – для съема масла из хромированной стали. Пальцы для поршня – из высококачественной стали и являются пустотелыми и плавающими. 

Сечение шатунов в виде двутавра из стали со смазкой поршневых пальцев разбрызгиванием. У шатунных и коренных подшипников много общего – тонкостенность, взаимозаменяемость, сталеалюминиевые вкладыши. Коленвал из стали, полученный ковкой, на пяти опорах, имеет смазочные каналы. В шейках устроены грязеуловители. Маховик из чугуна обрамлен стальным зубчатым венцом, нужный при стартерном пуске. Распредвал также из стали и на пяти опорах.

Расположение впускных клапанов внутри ГБЦ – однорядное, непараллельное осям цилиндров. Получают импульс от единственного распредвала через толкатели, штанги с коромыслами. Клапана на выпуске являются пустотелыми с охлаждением. Поверхность посадочных седел защищены жаростойкими наплавками. С помощью специального механизма принудительно совершают повороты вокруг продольной оси. 

Все цилиндры снабжены общим дюралевым впускным газопроводом, имеющим водяную рубашку, чтобы подогревать топливную смесь. Он лежит в развале цилиндров. Материал выпускных – чугун. Они расположены по бокам мотора.

Крепится топливный бак объемом 170 л на ЗИЛ-130 к левому лонжерону непосредственно под кузовом. Используют принудительную подачу бензина посредством диафрагменной бензиновой помпы с функцией подпитки горючим руками.

Мотор имеет закрытую жидкостную охлаждающую систему и принудительную циркуляцию. Трехрядный радиатор охлаждения является трубчато-ленточным, змеевидным. Местом установки термостата служит выпускной патрубок системы охлаждения. Створчатой вертикальной завесой водителю легко управлять с сиденья в кабине.

Приводом центробежной водяной помпы и шести-лопастного вентилятора охлаждения служит ремень, вращаемый от шкива коленвала. Впускным и выпускным клапаном обеспечивается оптимальная и безопасная работа системы охлаждения на любых режимах.

Трансмиссия

Это авто снабжено механической 5-ти ступенчатой коробкой передач с двумя инерционными синхронизаторами. Они предназначены, чтобы включать вторую и третью, четвертую и пятую скорости. Конструкция главной передачи является двойной с двумя коническими колесами со спиральными зубьями и двумя цилиндрическими косозубыми, обеспечивающими передаточный эффект 6,32.

Тип сцепления – сухой, 1-но дисковый. Ведомый диск содержит демпфер (пружинные гасители), чтобы пресекать крутильные колебания. Две попарно трущиеся поверхности. Заднему мосту приданы функции ведущего, переднему – рулевого.

Карданные валы по типу открытые. Есть промежуточный люнет, закрепленный к поперечине. Основой трех карданных шарниров являются игольчатые подшипники с незаменимым запасом смазки. Внутри кормового мостового картера из стали расположена двойная главная передача с двумя коническими колесами со спиральными зубьями и двумя цилиндрическими косозубыми. Также там размещены 4 симметричных конических сателлита. Размеры шин стандартные 260×508.

Особенности тормозов

Основные тормоза относятся к колодочным, барабанным. Воздушное торможение привода распространяется по всем колесам. Ручной тормоз механического действия по принципу также барабанный. Он стопорит элементы трансмиссии. Подкачку рабочего давления в тормозах осуществляет двухцилиндровый воздушный компрессор. Он охлаждается посредством циркуляции жидкости.

Поршни в воздушном компрессоре сделаны из алюминиевого сплава. У поршневых пальцев – плавающий тип. Компрессор начинает действовать от ремня, надетого на шкив водяной помпы. Агрегат смазывается как путем подачи масла под давлением, так и разбрызгиванием от системы смазки силовой установки.

Технические характеристики

Эта грузовая машина наделена следующими основными массово-габаритными показателями:

  • длиной × шириной × высотой автомобиля ЗИЛ (Д×Ш×В) – 6,675×2,5×2,4 м;
  • колесным расстоянием – 380 см;
  • клиренсом – 27,5 см;
  • передней колеей – 180 см;
  • задней колеей – 179 см;
  • масса автомобиля ЗИЛ-130 – 4,4 тонны;
  • грузоподъемность – 6 т;
  • полная нагрузка на «передок» — 2,51 т;
  • полная нагрузка на «задок» – 7,89 т;
  • преодолеваемый подъем – 38о
  • разворотная величина радиуса – 8,9 м.

Топливоподача на двигателе ЗИЛ-130

Двигатель имеет принудительную систему топливоподачи с помощью диафрагменного насоса с функцией предподкачки горючего. Мотор заправляется автомобильным бензином А-76. Заправка бензина с другим октановым числом чревата детонацией, нагарообразованием, увеличенным расходом горючего, прогоранием прокладок, проблемами с головками блоков др.

Разборкой бензиновой помпы заниматься лишний раз не стоит, чтобы не вызвать течь в разъемах крышки, головки и корпуса. Если он разобран, то снимают сетку и моют в чистом бензине.

Заменяя диафрагму, нужно быть осторожным при завертывании гайки толкателя для предотвращения повреждения резиноподобной диафрагмы из листового материала. Собирая ее, нельзя допускать, чтобы на тарелках и диафрагмах в местах контакта были всевозможные мелкие загрязнения. Из-за этого она скорее изнашивается.

Соединяя головку топливной помпы с основой, соединительный крепеж затягивается, когда диафрагма находится внизу.

Местом установки фильтрующего устройства тонкой очистки бензина с керамическим фильтрующим материалом и удаляемым пластиковым отстойным сосудом, является точка до карбюратора. Его надо регулярно промывать ацетоном, а фильтр-элемент подвергать продувке сжатым воздухом, подавая ее с внутренней стороны. Для этого заранее отворачивают гайку и снимают отстойную емкость. Запрещается пуск мотора, если отсутствует фильтр или фильтр-элемент. Он меняется после каждых 22±3 тысячи км хода.

Местом монтажа емкости под бензин является левосторонний лонжерон под кузовом. Для закрытия заправочного отверстия используют откидываемую, герметично закрываемую заглушку с клапанами, один впускной, другой выпускной. Они следят за величиной давления в емкости, не допускают испарения и расплескивания горючего. Нужно регулярно контролировать и закреплять крепеж емкости под топливо. 

Размеры топливного бака ЗИЛ-130 оптимизированы настолько, что он выглядит довольно компактным. Невольно задаешься вопросом: сколько литров в баке ЗИЛ-130? Неужели 170 литров?!

Отстойный фильтр крепится к переднему кронштейну емкости для топлива. Чтобы его помыть, следует демонтировать основание с расположенным в нем фильтрующим элементом, предварительно открутив болтовое соединение для удержания крышки устройства. Процесс разборки не должен стать причиной повреждения прокладки, установленной в разъеме корпуса и крышки. 

Прежде, чем удалить грязевые отложения в отстойнике, отвинчивают топливопровод. После отворачивается пробка и опорожняется отстойник и промывается чистым бензином. Подсоединяется трубка топливопровода, ставится прокладка и заворачивается пробка.

Двигатель оснащается вертикальным двухкамерным карбюратором К-88АМ. Он имеет сбалансированную поплавковую камеру. Каждая из них с двумя диффузорами. Нужная смесь получается за счет пневматического торможения горючего и при этом еще принимает участие экономайзер (точнее его клапан).

У каждой карбюраторной камеры есть своя система холостых оборотов, и питается из основной бензиновой магистрали. Чтобы обогатить смесь при быстром открытие дроссельной заслонки прибор получает дополнительное ускорение.

Чтобы облегчить пуск мотора на холодную, карбюратор снабжен воздушной заслонкой с автоматическим клапаном, а также воздушную и дроссельную заслонку, связанных между собой кинематически. Камеры обслуживают общая поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка.

Чтобы отладить холостой ход, прогревают мотор с исправной системой зажигания. Здесь также участвует упорный винт для ограничения закрытия дроссельной заслонки, которых две, и два винта, изменяющие содержание микста. При этом исправные свечи и нужный зазор электродов обязателен.

Поскольку в карбюраторе две камеры, смесь регулируют в них с помощью своего винта независимо друг от друга. Если винты заворачивать, микст будет обедняться, если отворачивать – обогащаться.

До регулировки положение винтов – завернутое до конца, но без усилия. Далее их отворачивают тремя оборотами. Затем заводят мотор, и упорным винтом открывается дроссельная заслонка, добиваясь устойчивого функционирования мотора. Обедняется смесь ввертыванием необходимого винта во время проб на ½ оборота до появления явных перебоев в функционировании мотора. После этого микст обогащается выворачиванием винта на ½ оборота. Микст камер настраивается поочередно.

После регулировки состава микста, можно попробовать сократить обороты ХХ. В конце измеряют концентрацию СО в выхлопных газах.

При правильной регулировке карбюратора наблюдается устойчивая работа мотора на холостых оборотах. Максимальные обороты двигателя сдерживаются пневмоцентробежным ограничителем, срабатывающим, когда частота оборотов достигает 3,1-3,3 тыс. об/мин.

Карбюраторные детали промываются в чистом бензине и продуваются сжатым воздухом. При промывке ацетоном из него должно быть резиновые и резиноподобные детали, то есть они должны быть заранее удалены.

При разборке карбюратора, когда снимается верхний корпус, отворачивают пустотелый винт. Здесь надо иметь в виду, что нагнетательный игольчатый клапан без крепления, и возможно его выпадение.

Чистку жиклеров, форсунок, каналов и отверстий нельзя выполнять проволокой или другими твердыми предметами. Также запрещено продувать сжатым воздухом собранный карбюратор через топливоподводящие отверстия и балансировочную трубку. Это может повредить поплавок.

Кроме унифицированного карбюратора К-88АМ, на автомобиле пользовались агрегатом К-90. Он снижал токсичность выхлопа и уменьшал расход бензина. Основное его отличие – экономайзер для управления холостым ходом, автоматически управляемый электроникой.

Тип воздушного фильтра является масляно-инерционным. У него двухступенчатая очистка воздушного потока и специальные патрубки, чтобы отбирать воздух для компрессора.

На основе карты смазки он подвергается чистке и заправляется маслом. Его при этом разбирают с откручиванием винта и гайки-барашка. Все части промываются в бензине или керосине. Очищенный фильтр-элемент смазывается моторным маслом, однако до установки излишки смазки удаляют.

Стенки масляной емкости помечены горизонтальными отметками (выштамповками или соответствующей надписью), показывающие уровень заливки масла. При превышении этого уровня избыток уносится воздухом в мотор, а это вредно.

Нельзя включать мотор, если не установлен фильтр или в нем нет масла. Это сокращает его эксплуатационный ресурс. Также продлению срока службы мотора способствует регулярная его очистка и заправка маслом.

Воздух на фильтр поступает по воздушному каналу, проходящему по капоту, и соединенный с фильтром с помощью гофрированного патрубка. 

Возврат к списку


х